Если вы не хотите, чтобы ваши дети были грамотными, не читайте дальше. Сегодня я расскажу не о Почте Деда Мороза, не о письмах и подарках. Речь пойдет о вещах гораздо более важных – о том, почему мы и наши дети пишем с ошибками. Конечно, русский язык очень сложный! Пишем не так, как говорим. Много исключений из правил. Признаться, я и сам, не работая учителем уже 18 лет, чувствую, что наступила дисквалификация и грамотно писать становится все сложнее. Однако, по моему мнению, одной из важнейших причин всеобщей безграмотности являются учебники по русскому языку, точнее – то, какие задания в упражнениях учебника дети выполняют на уроках и дома.

Впервые я задумался об этой проблеме очень давно, в 1983 году, когда зеленым юнцом, еще даже не окончившим института, пришел работать учителем русского языка и литературы в московскую школу №927. Сегодня с высоты прожитых лет я считаю, что таких молодых лоботрясов, не имеющих жизненного опыта, нельзя допускать до детей. Школа располагалась на самой-самой окраине, в 100 метрах от кольцевой автомобильной дороги. По меркам 80-х годов прошлого века это далеко-далеко от центра. А микрорайон в народе называли обидным словом «выселки».

Параллелей в классах было много. Так, четвертых классов, где я работал, было целых шесть: 4 «А», 4 «Б», 4 «В», 4 «Г», 4 «Д», 4 «Е». Четвертые в те времена – это нынешние пятые. Мои были «гэшки», «дэшки», «ешки». Иногда меня ставили на замену в «А», «Б», «В». Что поразило сразу? Огромный разрыв в успеваемости, который в геометрической прогрессии увеличивался от «А» к «Е». Как возникла такая ситуация? Позднее, когда я стал в школе немножко своим, одна из завучей открыла секрет.

Оказывается, опытные со стажем авторитетные учителя начальных классов специально присутствуют на записи детей в первый класс. И всеми правдами и неправдами записывают к себе более развитых детишек. Ведь с ними приятнее и интереснее работать, да и возиться меньше. А остальных детей отдавали, так называемым, молодым специалистам, которым еще учиться и учиться профессии. Хорошо это или плохо? Судите сами. Я считаю, что плохо. У меня, например, некоторые дети с большим трудом читали по слогам, а два мальчика в 4 «Е» фактически не умели читать.

Если вы добрались до этого места, не прекращайте чтение. Самое важное - впереди!

И вот однажды я задал себе ВОПРОС: «Почему фактически все упражнения по русскому языку представляют собой ДЕФОРМИРОВАННЫЕ ТЕКСТЫ. В таких текстах в словах пропущены буквы, а в предложениях нет знаков препинания! Предполагается, что школьник, выполняя домашнее задание, применит соответствующее правило и правильно проставит пропущенные буквы и запятые. Но нет! Ученик – существо ленивое и, как правило, неусидчивое! Простите за обидные слова. Кроме того, он не всегда по разным причинам усваивает учебный материал. Отвлекался на уроке, испытывал недомогание, не выспался, правило сложное для понимания… Да мало ли причин!

Что происходит дальше? Тетрадка с классной или домашней работой проверяется учителем. Он исправляет ошибки и предлагает сделать работу над ошибками. Другой сценарий. Дома школьник в черновике делает домашнюю работу по русскому. Вечером мама исправляет ошибки, и упражнение переписывается набело в тетрадку.

ВНИМАНИЕ! В формировании грамотности огромную роль играет ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ и МОТОРНАЯ ПАМЯТЬ РУКИ. В приведенных примерах сначала глаза и рука запомнили одно написание – неправильное, а затем, после исправления ошибок, запоминают другое написание – правильное. Возникает путаница. Почему бы сразу не написать правильно? Но тогда придется ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ДЕФОРМИРОВАННЫХ ТЕКСТОВ. А как отказаться, если других нет? Такое впечатление, что учебники по русскому языку для наших детей пишут вредители.

Вспомните такую удивительную вещь! Когда не знаешь, как написать слово, просто берешь ручку и начинаешь писать. Правил правописания никаких не вспоминаешь. И - самое главное - рука сама пишет правильно. Она словно помнит, что слово «мОлОко» надо написать через «О». Что помогает правильному написанию? Отвечаю: моторная память руки и зрительная память. Просто рука уже много раз выводила это слово, а глаза видели его правильное написание, т.е. картинку. Ведь любое написанное слово – это картинка. Соответственно, когда наши дети допускают ошибки, они поневоле запоминают их.

Иногда родители хотят помочь детям в овладении русским языком. Они говорят: “Давай, дорогой друг, попишем диктанты”. Дальше вы уже сами можете рассказать, что происходит. Ребенок, на слух воспринимая текст, допускает ошибки и запоминает их. Затем ошибки исправляются, и в голове – та же путаница! Дорогие родители, не оказывайте детям медвежью услугу! Знайте, что диктант выполняет КОНТРОЛИРУЮЩУЮ функцию, а не ОБУЧАЮЩУЮ. С помощью диктанта ничему научить нельзя.

ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ?

Постараться исключить работу с деформированными текстами. Точнее – в таких текстах необходимо сначала проставить буквы и знаки препинания, а уже потом переписывать. Также всем известно, что тот, кто много читает, грамотно пишет. Зрительная память фиксирует слова-картинки. Ну и, наконец, повышению грамотности способствует простое переписывание недеформированных текстов. Например, можно использовать те же сборники диктантов.

Какое же отношение имеет все то, что я написал, к письмам и подаркам от Деда Мороза? Самое непосредственное. Дети пишут письма главному зимнему волшебнику России. Почта Деда Мороза в Великом Устюге скоро получит 2.000.000 письмо. Вы, конечно, хотите, чтобы ваши дети писали грамотно. И я тоже хочу.

Спасибо!