Коляда – очень и очень древняя традиция. Многие думают, что она пришла к нам вместе с обычаем праздновать Рождество Христово. На самом же деле еще задолго до принятия христианства на Руси справляли языческий праздник, который так и назывался – Коляда. Он посвящался богу неба Даждьбогу. Наши предки считали, что когда после зимнего солнцестояния увеличивается длина дня и становится солнечнее, это верный признак того, что Даждьбог проснулся. В честь этого люди распевали обрядовые песни – коляды. Со временем одни языческие обряды уходили в прошлое, другие видоизменялись в связи с новыми религиозными представлениями. Так случилось и с Колядой – этот праздник слился с Рождеством.
Традиции коляды сохранились до наших дней, хотя многое было забыто. Но в целом мы можем составить представление о том, как именно древние русичи колядовали.
Если перенести этот праздник на православный календарь, то понятно, что коляды длятся аж целых 15 дней: с кануна Рождества, то есть с 6 января, до Крещения. В первый день наши предки готовили Святой ужин, который обязательно состоял из постной пищи: блинов, кутьи, овсяного киселя и грибного кваса. За стол садились только после появления на небе первой звезды, которая символизирует Вифлеемскую звезду. В кутью втыкали зажженную свечку, под скатерть подстилали сено или солому – символ плодородия и благополучия. На второй день отмечали собственно Коляду, а впоследствии – Рождество. В этот день было принято собираться всей семьей. Поскольку пост к тому моменту уже заканчивался, застолье не обходилось без разнообразных мясных и рыбных блюд, выпечки, сладостей и алкоголя.
Разряженная молодежь вечером начинала ходить по деревне, распевая колядные песни и славя святой праздник. Обычно обходили все дома по порядку, а само колядование напоминало целое театральное представление: никакой спешки, красивые костюмы, песни на разные голоса, ролевые колядки. За такие старания хозяева должны были одарить колядующих как можно богаче – кто деньгами, кто сластями. Как говорится, чем Бог послал. Отказать колядующим в гостинце считалось грехом, ведь обряд коляды издавна имел цель восхвалять верховное божество. Кстати, именно поэтому сладости и мелкие безделушки колядующие оставляли себе, а вот собранные деньги относили в местную церковь.
Еще одной традицией коляды была Коза. В ее роли обычно выступал самый веселый юноша – он надевал кожух, рога и пускался в пляс впереди толпы колядующих. Присутствие Козы, по старинным поверьям, приносило хороший урожай, обещало плодородие и процветание, отпугивало злые силы.
После колядования компания собиралась за одним столом, выкладывала собранные вкусности и начинала веселиться. Распевали песни, водили хороводы, разыгрывали обрядовые сценки, играли в подвижные игры, прыгали через костер. Чем веселее и задорнее было празднование, тем больше счастья обещал новый год.
Под самый Новый год отмечали Щедрый вечер или, как его еще называли, вторую кутью. Это был один из самых обильных ужинов. На столе обязательно присутствовало мясо, причем в нескольких видах: копченое, жареное, вареное, соленое, вяленое. Кутью поливали медом и маслом. После ужина также устраивали народные гуляния с песнями и плясками. Молодые девушки в этот вечер гадали и ворожили.
Третью кутью, то есть третий праздничный ужин, отмечали 18 января по православному календарю. Перед тем как сесть семьей за стол, хозяин дома выходил на улицу и звал Мороза: «Мороз, Мороз, приходи кутью есть». Потом все рассаживались по местам, ужинали, и каждый, от мала до велика, старался угодить Морозу. Считалось, что если задобрить этого духа, то он пошлет хороший урожай. Следующий день в доме начинался с того, что хозяйка пекла блины, а хозяин шел «отписывать Коляды», то есть провожать их: над порогом дома, над воротами, над дверями хозяйственных построек рисовал мелом крестики.